=У Ч Е Б Н Ы Й  П О Р Т А Л=




ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ
ОБЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ
 
Каталог статей

  

Форма входа

Меню сайта

авторы
НИКОЛАЕВ В.Г.
Николаев В.Г. кандидат социологических наук, доцент кафедры общей социологии ГУ-ВШЭ
ИКОННИКОВА Н.К.
Иконникова Н.К. кандидат социологических наук, доцент кафедры общей социологии ГУ-ВШЭ

Поиск

За окном

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Приветствую Вас, Гость · RSS 26.07.2017, 03:38

Главная » Статьи » ИЗБРАННЫЕ ПУБЛИКАЦИИ » НИКОЛАЕВ В.Г.

ВОЗРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПАРСОНСИАНСТВА В 80-Е ГОДЫ ХХ ВЕКА: ДЖ. АЛЕКСАНДЕР И Р. МЮНХ
В. Г. Николаев
ВОЗРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПАРСОНСИАНСТВА
В 80-Е ГОДЫ ХХ ВЕКА: ДЖ. АЛЕКСАНДЕР И Р. МЮНХ*


1. Реанимация наследия Т. Парсонса в 80-е годы

Социологическая теория Парсонса, достигнув пика своей влиятельности в 50-е – 60-е годы (главным образом в США), со второй половины 60-х годов стала утрачивать лидирующие позиции в сфере теоретизирования. И хотя многочисленные ученики, последователи и соратники Парсонса — в том числе такие влиятельные социологи, как Н. Смелзер, Р. Мертон, С. Липсет, Р. Белла, Ш. Айзенштадт, К. Дэвис, М. Леви — продолжали его дело, на передний план вышли новые подходы. Специфика теоретического развития социологии в 70-е годы состояла в том, что все эти новые подходы — теории конфликта, теории обмена, символический интеракционизм, радикальные неомарксистские теории, феноменологическая социология и этнометодология — разрабатывались как альтернативы структурному функционализму. При очевидной справедливости многих критических замечаний в адрес парсонсовской теории, довольно скоро выяснилось, что ни одна из этих альтернатив не могла обеспечить того, что на протяжении двух десятилетий обеспечивала теория Парсонса: принципиального единства и целостности социологического знания. Ниспровержение Парсонса обернулось распадением социологии на огромное множество самостоятельных, часто почти не пересекающихся и не сопоставимых друг с другом направлений, «парадигм», «точек зрения», тематических областей, мелких «школ» и сект. Эта ситуация далеко не всем представлялась удовлетворительной.
При этом обнаружилось еще одно любопытное обстоятельство: Парсонса критиковали за разное и по-разному, и оценки его теории, исходившие с разных сторон, были настолько непохожими и даже диаметрально противоположными, что естественным образом закрадывалось подозрение, что в самой этой критике есть что-то не то. На этом фоне во второй половине 70-х годов в теоретической социологии началось возрождение интереса к наследию Парсонса: сначала оно стало набирать силу в Германии (Ю. Хабермас, Н. Луман, В. Шлюхтер), а ближе к 80-м годам — в США. Серьезная критическая переоценка наследия Парсонса происходила также в Англии (П. Коэн, Б. Джессоп, Д. Аткинсон, С. Сэвидж) и Франции (Ф. Буррико, Ф. Шазель, А. Турен, Н. Пуланцас, Л. Альтюссер). Итог этой переоценки — возвращение Парсонса в пантеон классиков теоретической социологии, смысл которого как нельзя лучше выразил Ю. Хабермас: «Сегодня нельзя воспринимать всерьез ни одну социальную теорию, которая, по крайней мере, не прояснит своего отношения к Парсонсу» [цит. по: 8, р. 5].
Дело не ограничилось возвращением Парсонсу статуса классика. В конце 70-х – начале 80-х годов были предприняты попытки возродить парсонсианство как синтетическую парадигму, способную восстановить разрушенное единство социологии и собрать воедино разные подходы, обособившиеся друг от друга на волне его критики. В 80-е годы реанимированное парсонсианство превратилось в полноценное теоретическое движение. Лидерами его стали Дж. Александер (в США) и Р. Мюнх (в Германии). При всех различиях, между ними можно найти много общего. Оба видели смысл возрождения теории Парсонса в том, что она как никакая другая теория воплотила в себе ориентацию на предельно широкий теоретический синтез, но заложенные в ней ресурсы не были должным образом использованы для движения в этом направлении. Работа Александера и Мюнха в 80-е годы нацелена прежде всего на раскрытие этих неиспользованных и недооцененных ресурсов. Усматривая насущную необходимость в развитии синтетического взгляда, охватывающего все социологическое поле, Александер и Мюнх сделали одним из главных инструментов реконструкции и развития такого взгляда интерпретацию классических социологических текстов, прежде всего текстов самого Парсонса. Оба попытались «обработать» Парсонса в том же духе, в каком тот «обрабатывал» других классиков. Исходя из «целостного подхода» к наследию Парсонса, оба предложили весьма неожиданные, смелые и далеко не очевидные его трактовки, весьма отличающиеся от стандартных. При этом основное внимание оказалось сосредоточено на исходном синтетическом замысле Парсонса и, соответственно, на философских («эпистемологических», «метафизических») посылках его теории. Опираясь на эти новые интерпретации наследия Парсонса, Александер и Мюнх столь же смело переинтерпретировали наследие Маркса, Вебера и Дюркгейма, которые в их изображении оказываются порой просто неузнаваемыми.
Интерпретация классики рассматривается обоими социологами не как самоцель, не как самодостаточное возвращение к прошлому, а как необходимое и неизбежное для социальных наук средство поступательного теоретического развития. С их точки зрения, только такое «возвращение к истокам» позволяет найти отправные точки для движения вперед; в противном случае социология обречена «топтаться на месте», чем, как они полагают, она в последнее время в основном и занимается. Не является для них самоценной и реанимация теории Парсонса. Основной внутренний мотив их теоретизирования — превзойти Парсонса, опираясь на его наивысшие достижения, а именно волюнтаристскую теорию действия и связанную с ней теорию волюнтаристского порядка. Более того, развитие общей теории увязывается у обоих с интересом к проблематике «современного общества». В работах Александера и Мюнха можно найти много общих тем, связанных с этой проблематикой. Это прежде всего специфика современной рациональности, условия индивидуальной свободы и автономии, связь свободы с характеристиками современного общества.
Разработав в 80-е годы сложные программы развития социологии на базе по-новому истолкованного парсонсианства, Александер и Мюнх занимались в дальнейшем реализацией этих программ. Их сегодняшние исследования далеко ушли от их ранних работ и не могут быть к ним сведены. Ниже рассматривается только небольшой отрезок их деятельности, охватывающий 80-е годы.

2. Джеффри Александер

Джеффри Александер (р. 1947) — профессор социологии в университете штата Калифорния (Лос-Анджелес). Основные публикации 80-х гг.: 4-томный труд «Теоретическая логика в социологии» (т. 1: «Позитивизм, пресуппозиции и текущие споры», 1982; т. 2: «Антиномии классической мысли: Маркс и Дюркгейм», 1982; т. 3: «Классическая попытка теоретического синтеза: Макс Вебер», 1983; т. 4: «Современная реконструкция классической мысли: Толкотт Парсонс», 1983) и три сборника очерков («Двадцать лекций: Социологическая теория после второй мировой войны», 1987; «Действие и его среды: К новому синтезу», 1988; «Структура и смысл: Воссоединяя классическую социологию», 1989). Эти публикации выдвинули Александера в число ведущих мировых социологов-теоретиков. Его замысел получил оценку как «самый амбициозный проект в североамериканской социологической теории». Если в «Теоретической логике» внимание было сосредоточено преимущественно на метатеоретических вопросах, то в работах конца 80-х годов Александер начал применять развитые им теоретические конструкции к анализу эмпирического материала, такого, как Уотергейтский скандал, функционирование новостных СМИ и солидарность этнических групп. Кроме того, к концу 80-х годов происходило смещение его интереса в сторону культурного анализа, который он считал самой запущенной областью социологической теории. Работа «Структура и смысл» почти целиком посвящена созданию моделей для анализа символических кодов и смысловых компонентов действия в контексте общей теоретической схемы, разработанной в предыдущих публикациях.

Далее...
Категория: НИКОЛАЕВ В.Г. | Добавил: Door (04.05.2009)
Просмотров: 1096 | Теги: р. мюнх, дж. александр, николаев в.г. | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright Сообщество профессиональных социологов (СоПСо) © 2017