=У Ч Е Б Н Ы Й  П О Р Т А Л=




ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ
ОБЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ
 
Каталог статей

  

Форма входа

Меню сайта

авторы
НИКОЛАЕВ В.Г.
Николаев В.Г. кандидат социологических наук, доцент кафедры общей социологии ГУ-ВШЭ
ИКОННИКОВА Н.К.
Иконникова Н.К. кандидат социологических наук, доцент кафедры общей социологии ГУ-ВШЭ

Поиск

За окном

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Приветствую Вас, Гость · RSS 24.09.2017, 11:42

Главная » Статьи » ИЗБРАННЫЕ ПУБЛИКАЦИИ » НИКОЛАЕВ В.Г.

РОБЕРТ РЕДФИЛД И ЕГО КОНЦЕПЦИЯ «НАРОДНОГО ОБЩЕСТВА»

Личность. Культура. Общество. 2008. Том X. Вып. 5-6 (44-45). С. 99-113

 

В.Г. Николаев

РОБЕРТ РЕДФИЛД И ЕГО КОНЦЕПЦИЯ «НАРОДНОГО ОБЩЕСТВА»

В КОНТЕКСТЕ ЧИКАГСКОЙ СОЦИАЛЬНО-НАУЧНОЙ ТРАДИЦИИ

 

Хотя труды Роберта Редфилда сегодня мало кто читает, имя его известно каждому, кто хотя бы немного знаком с историей социальной и культурной антропологии. Он принадлежит к поколению антропологов, во многом определившему тот облик, который эта наука имеет сегодня. Вклад Редфилда, как и многих его коллег-современников, далеко не исчерпывается теми конкретными идеями и концептуальными схемами, которые были предложены им в конкретных тематических областях и фигурируют сегодня в словарях, учебниках и исторических обзорах, находимых в статьях и монографиях. Вклад этот еще и конститутивен для дисциплины, рассеян в ее сегодняшнем «здравом смысле». Уже хотя бы поэтому труды этого ученого заслуживают ретроспективного обращения.

Роберт Редфилд[1] родился 4 декабря 1897 г. неподалеку от Чикаго, в семье видного местного адвоката и дочери датского консула. Семья жила в Чикаго, и весь жизненный путь Редфилда был теснейшим образом связан с Чикагским университетом. В 1915 г. он окончил школу при университете, потом поступил в действующую при нем юридическую школу, пойдя тем самым по профессиональной стезе отца. В 1920 г. он получил степень бакалавра (с отличием), в 1921 г. – степень доктор юриспруденции. После этого занимался юридической практикой, но недолго. Все решительно поменялось после краткой поездки в Мексику в 1923 г. Увиденное там настолько вдохновило Редфилда, что он, вернувшись домой, решил оставить право и в 1924 г. еще раз поступил в Чикагский университет, на этот раз на факультет социологии и антропологии. Факультет в это время входил в зенит своей славы: чикагская социология почти безраздельно доминировала в США, в Чикаго уже развертывалась программа городских исследований, оставившая нам целую серию теперь уже классических монографий. Редфилд «принадлежал к той группе студентов, которые сидели на семинарах Роберта Э. Парка, Фей-Купера Коула, Элсуорта Фэриса, Эдварда Сепира и Джорджа Г. Мида. Среди тех, с кем он учился, были… Луис Вирт… Эйлер Н. Симпсон… Лесли Уайт… и Герберт Блумер»[2]. На факультете практиковалось соединение теоретической работы с полевыми исследованиями в городе: Редфилд изучал чикагские общины сицилийцев и мексиканцев. Уже в это время проявилось своеобразие подхода Редфилда к антропологии, состоявшее в игнорировании границ между разными дисциплинами и стремлении работать сразу в нескольких дисциплинарных полях[3]. Эта же черта была в полной мере присуща чикагским социологам поколения Парка, Бёрджесса и их учеников. Чикагский университет в то время был уникальной питательной средой для междисциплинарных исследовательских ориентаций. Большое влияние на формирование Редфилда как ученого оказали Ф.-К. Коул и Роберт Парк, особенно последний[4], с которым он регулярно общался и на дочери которого, Маргарет, был женат. Ближайшими друзьями Редфилдов (и Парков) были на протяжении многих лет супруги Хьюзы, Эверетт и Хелен, социологи, ученики Парка (первый – любимый ученик[5]); эти три семьи интеллектуалов были связаны не просто дружескими, а почти (или прямо) родственными отношениями[6]. Эта связь, заключавшая в себе постоянный и плотный интеллектуальный взаимообмен, важна для понимания более широкого контекста, в котором нужно рассматривать идеи и исследования Редфилда. Главными референтными фигурами в профессиональной карьере были для Редфилда вовсе не отцы американской культурной антропологии, а социологи. Его антропология – скорее социальная, а не культурная. И это сильно отличает Редфилда от его американских коллег-современников, имеющих иные интеллектуальные корни.

Отрыв от узкодисциплинарных антропологических привычек и погруженность в контекст чикагской социологии сказались на выборе Редфилдом объектов для проведения полевой работы. В отличие от коллег, практиковавших выбор какого-нибудь не занятого другими островка «примитивного общества», как можно более не затронутого влияниями современности, Редфилд выбрал места, этим влиянием основательно затронутые: Мексику и Гватемалу. В 1926 г. он предпринял поездку в Мексику, уже как сотрудник Совета по социально-научным исследованиям, для проведения полевых исследований на Юкатане. Эти исследования легли в основу его докторской диссертации, защищенной в 1928 г. в Чикагском университете; в 1930 г. эта работа была издана в виде монографии «Тепоцтлан, мексиканская деревня: исследование народной жизни». В 1930-1943 гг. при поддержке института Карнеги проводились интенсивные этнологические и социологические полевые исследования на Юкатане и в Гватемале, и Редфилд руководил этой исследовательской программой. Как полевой исследователь Редфилд работал на Юкатане; в гватемальских исследованиях его участие ограничивалось в основном руководством и координацией. В 1948 г. Редфилд предпринял еще одну поездку на Юкатан, в деревню Чан Ком, которую исследовал ранее, для изучения изменений, произошедших с ней за истекший период.

 
 

[1] Биографические сведения для настоящей статьи собраны из источников: Cole F.-C., Eggan F. Robert Redfield, 1897-1958 // American Anthropologist. 1959. Vol. 61. N. 4. P. 652-662; Hughes E.C. Robert Redfield 1897-1958 // American Sociological Review. 1959. Vol. 24. N 1. P. 256-257; Singer M. Robert Redfield, Anthropologist // Science. 1959. Vol. 130. N 3376 (Sep. 11). P. 609-610; Spitzer A. Robert Redfield 1897-1958 // Anthropological Quarterly. 1959. Vol. 32. N 1. P. 2.

[2] Hughes E.C. Op. cit. P. 256.

[3] Как отмечает Э.Ч. Хьюз, Редфилд «часто мыслил и писал как социолог; но иногда он писал как гуманист и философ» (ibid. P. 257).

[4] См., например: Simey T.S. Review: The Social Uses of Social Sciences: The Papers of Robert Redfield, Vol. 2 // Sociological Review. 1964. Vol. 12, N 3. P. 208-209; Wax M.L. Erving Goffman and Chicago Sociology // Man. New Series. 1991. Vol. 26. N 1. P. 164.

[5] Перевод нескольких статей Э. Хьюза планируется опубликовать в ближайших номерах журнала.

[6] Riesman D., Becker H.S. Introduction to the Transaction Edition // Hughes E.C. The Sociological Eye: Selected Papers. New Brunswick, L.: Transaction Books, 1984. P. XII.

Категория: НИКОЛАЕВ В.Г. | Добавил: Door (08.05.2009)
Просмотров: 2600 | Комментарии: 2 | Теги: николаев в.г., редфилд, чикагская школа | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 1
1  
очень интересно, спасибо

Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright Сообщество профессиональных социологов (СоПСо) © 2017