=У Ч Е Б Н Ы Й  П О Р Т А Л=




ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ
ОБЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ
 
Каталог статей

  

Форма входа

Меню сайта

авторы
ИЗБРАННЫЕ ПУБЛИКАЦИИ

Поиск

За окном

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Приветствую Вас, Гость · RSS 28.03.2024, 17:42

Главная » Статьи

Всего материалов в каталоге: 29
Показано материалов: 21-29
Страницы: « 1 2 3

"Связь власти и территории — проблема, широко дискутируемая в современной социальной науке, в социологии, антропологии, социальной истории, изучении национализма и т. д. Установлено, что эта связь исторически изменчива и может принимать разные формы. Сегодняшняя Россия, в которой относительно мирно сосуществуют элементы всех социальных укладов — от натурального хозяйства до компьютерных сетей — и соответствующие формы организации жизни, дает богатый материал по данной проблеме, практически не затронутый социальными исследованиями. В этом очерке мы рассмотрим частный случай связи между территорией и властью, устанавливаемый институтом регистрации (прописки), поддерживаемый этим институтом и находящий в нем открытое и доступное наблюдению выражение.
Общая теоретическая модель, на которую мы будем здесь опираться, может быть представлена в виде нескольких основных положений..."



НИКОЛАЕВ В.Г. | Просмотров: 852 | Добавил: Door | Дата: 27.04.2009 | Комментарии (0)

"Термином «символический интеракционизм» российского социолога не удивишь. Имя Герберта Блумера тоже не в новинку: оно сравнительно регулярно упоминается в отечественных публикациях, прежде всего историко-социологических. Тем не менее как этот термин, так и это имя остаются для нас преимущественно «этикетками», за которыми при более пристальном рассмотрении не обнаруживается глубины. В работах, специально посвященных «символическому интеракционизму» или (шире) «понимающей» традиции в социологии, имя Блумера сливается в неразрывный ряд с именами Мида, Кули, Томаса, что несколько искажает его подлинное место в историко-социологическом процессе и его подлинную интеллектуальную генеалогию. «Символический интеракционизм» обычно преподносится как довольно связное и гомогенное течение, в котором Блумеру отводится одно из мест. Как правило, Блумер оказывается в тени Мида – в роли его продолжателя, ученика, систематизатора и т.п. Публикаций, в которых Блумер рассматривался бы как отдельная и самостоятельная фигура, на русском языке очень немного . Опубликованных переводов его работ тоже крайне мало . Блумер остается для нас «черным ящиком», и этот «черный ящик» пора, наконец, открыть. Блумер – оригинальный и интересный социолог, вполне заслуживающий того, чтобы мы сегодня внимательно и без суеты его перечитали. С этой целью мы задумали опубликовать в журнале коллекцию его статей, написанных в разное время и посвященных разным темам; предполагается сопроводить эти публикации серией текстов комментаторского характера, дабы дать читателю возможность увидеть их в более широком и систематическом контексте"
НИКОЛАЕВ В.Г. | Просмотров: 7882 | Добавил: Door | Дата: 27.04.2009 | Комментарии (0)

"Герберт Блумер – один из наиболее оригинальных теоретиков в социологии ХХ в. и, как отмечается некоторыми благосклонными к нему комментаторами, возможно, один из самых недооцененных. Кто-то даже называет его «единственным социологом середины века, который мог бы соперничать с Толкоттом Парсонсом по значимости для развития социальной теории» . Если не брать ранние его работы, посвященные влиянию кино на поведение, и, с серьезными оговорками, посмертно изданную книгу «Индустриализация как агент социального изменения», Блумер не занимался эмпирическими исследованиями; кроме того, он практически не руководил эмпирическими исследованиями студентов. Его наследие значимо сегодня как теоретическое и воспринимается в качестве такового"
НИКОЛАЕВ В.Г. | Просмотров: 1479 | Добавил: Door | Дата: 27.04.2009 | Комментарии (0)

"В 40-е годы ХХ века американский антрополог Лесли Уайт выступил с серией публикаций, имеющих программный характер, в которых обосновывалась возможность и необходимость новой науки о человеке, получившей название «культурология». В ответ на эти публикации высказались многие коллеги Уайта по цеху. Среди прочих, по поводу выдвинутых Уайтом притязаний высказался в двух статьях признанный мэтр британской социальной антропологии Альфред Р. Рэдклифф-Браун . Полузаочная дискуссия между Уайтом и Рэдклифф-Брауном, из которой оба вышли, не изменив ни на йоту своих точек зрения, строилась вокруг нескольких ключевых вопросов..."
НИКОЛАЕВ В.Г. | Просмотров: 1460 | Добавил: Door | Дата: 27.04.2009 | Комментарии (0)

"Г. Блумер предъявлял к социологии следующее основополагающее требование: «Уважайте эмпирический мир и организуйте методологическую позицию так, чтобы отразить это уважение» [1, 60]. Этот императив, регулярно воспроизводимый почти в неизменной форме в его публикациях на разные темы, не только оказывает давление на онтологические допущения, теоретические предпосылки, методологическую позицию и исследовательские процедуры. Он подразумевает также разработку объяснительных схем, моделей и понятийных аппаратов в соотнесении с действительным эмпирическим состоянием изучаемой проблемной области – не до исследования, а в его рамках, почти ad hoc. Иллюстрации применения данного принципа представлены в статьях Блумера о социальных проблемах [2], общественном мнении [3], трудовых отношениях [4] и т.д. Эти примеры показывают, что дистанционные способы исследования, при которых исследователь не входит в интенсивный контакт с изучаемым фрагментом социального мира, исходя в исследовательской практике из внешних для поля постановок проблем и из схематики кабинетного изготовления, не схватывают действительных конфигураций действующих единиц, характера связей между ними, реальных процессов, тенденций, конфликтов, напряжений и т.п. Иначе говоря, функция этих способов социологической работы состоит скорее в сокрытии действительных социальных состояний и динамик, а не в их раскрытии; но это противоречит задачам социологии как науки. «Уважение к эмпирическому миру» призвано уберечь социологию от такой неудачи"
НИКОЛАЕВ В.Г. | Просмотров: 665 | Добавил: Door | Дата: 27.04.2009 | Комментарии (0)

"российский капитализм – это капитализм, насквозь пропитанный духом советской очереди..."
НИКОЛАЕВ В.Г. | Просмотров: 1475 | Добавил: Door | Дата: 27.04.2009 | Комментарии (0)

"Одним из наиболее ярких символов советского общества была очередь. Подобные символы — не просто «штрихи к портрету». В них отражаются «болевые точки» соответствующего общества и дает о себе знать его «основной нерв». Очередь — одна из главных «болевых точек» советского общества, в которой, как в магическом кристалле, отразилась самая его суть. Избавление от очередей за самым необходимым, ставшее одним из немногих бесспорных достижений постсоветской России, может легко сойти за избавление от «советскости» в худших его проявлениях. В самом деле, нам уже не приходится тратить треть или половину своего нерабочего времени на то, чтобы купить хлеба, молока или батон вареной колбасы, не приходится вести многочасовой бой с ближними за приобретение килограмма сахара, нет нужды бегать от одного магазина к другому в робкой надежде, что там окажется в продаже что-нибудь хорошее и полезное. Мы уже привыкли к тому, что этого делать не нужно, и рассуждения о советских очередях могут казаться сегодня лишь досужим ворошением прошлого. Зачем о них вспоминать? Затем, что они весьма прочно осели в наших душах, продолжая исподволь руководить нашим поведением и определять наши представления о человеческом мире. В глубине души мы, жившие в советское время, в какой-то мере так и остались советскими покупателями. Это наше внутреннее тавро. Посмотрим, почему это так"
НИКОЛАЕВ В.Г. | Просмотров: 1364 | Добавил: Door | Дата: 27.04.2009 | Комментарии (0)

"... специфика советского общества (“дефицитная” экономика, государственная система распределения и т. д.) делала участие в очередях для большинства людей регулярным, устойчивым, повторяющимся элементом их повседневной жизни; (б) участие в очереди было своего рода “шифром”, “ключом”, “кодом”, дающим доступ к потребительским благам — необходимым элементом доступа к потребительским товарам и услугам и, тем самым, необходимым условием удовлетворения потребностей (в т. ч. основных, базисных); и (в) первые два обстоятельства сопровождались еще и третьим, а именно тем, что универсальность этого “шифра” обусловливала большую численность очереди и, что для нас здесь более важно, длительность участия в ней.

Таким образом, советский человек в своей повседневной жизни был вынужден участвовать в очередях, делал это рутинно и регулярно и затрачивал на это участие значительную часть своего личного времени, т. е. своей личной биографии..."

НИКОЛАЕВ В.Г. | Просмотров: 3473 | Добавил: Door | Дата: 27.04.2009 | Комментарии (0)


"Маргинальность относится к числу тех проблем, которые не только имеют большую практическую значимость, но и представляют немалый теоретический интерес для социологии: феномен маргинальности открывает широкое поле для изучения природы современной цивилизации, в особенности ее дисфункциональных механизмов, потенциально разрушительных как для общества в целом, так и для отдельной человеческой личности..."

Социальные и гуманитарные науки за рубежом. Серия 11. Социология. М.: ИНИОН РАН. 1998, № 2. С. 156-172.

НИКОЛАЕВ В.Г. | Просмотров: 4484 | Добавил: Door | Дата: 27.04.2009

1-10 11-20 21-29
Copyright Сообщество профессиональных социологов (СоПСо) © 2024