|
=У Ч Е Б Н Ы Й П О Р Т А Л= ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ ОБЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ Социология (отд.логистики) Сорвин К.В., Иконникова Н.К. |
| |||||||
| |||||||
|
Курс «СОЦИОЛОГИЯ» для студентов, обучающихся на 2-м курсе отделения логистики факультета менеджмента ГУ-ВШЭ
Преподаватели: Лектор: Сорвин Кирилл Валентинович, к. филос. н., доцент кафедры общей социологии ГУ-ВШЭ Семинары: Наталия Кирилловна Иконникова, к. соц. наук, доцент кафедры общей социологии ГУ-ВШЭ. Продолжительность курса: 3 и 4 модули. Суммарный балл определяется по формуле:
СРОК СДАЧИ ЭССЕ: 4-Й МОДУЛЬ Скачать темы и указания к эссе Срок сдачи эссе в электронном виде 12 апреля 2010 г Бумажный вариант эссе ОБЯЗАТЕЛЬНО приносится на экзамен
Основные учебники: скачать Э.Гидденс "Социология" Для подготовки к семинарским занятиям (и экзамену) Скачать темы и вопросы семинаров, модуль 3 Темы и вопросы семинаров модуль 4: 17.03, 19.03
Семинар 6. Культура и повседневность. Культурная идентичность 1. Культура и культуры. Этнографический и культурный поворот в социологии. Основные понятия, описывающие культуру с точки зрения социологии. 2. Уровни и типы культуры, соотношение типа культуры и типа общества (по Э. Гидденсу). Типология культур по М. Мид. 3. Культурное наследование и культурные изменения, их механизмы. 4. Культурная идентичность, ее значение для общества в целом, для группы, для индивида. 5. Повседневная культура, ее соотношение с потребительской культурой, массовой культурой, бытом, досугом. Основная литература Гидденс Э. Социология. М., 1999 и др. изд. Глава 2. Мид М. Культура и мир детства. М., 1983. С. 322-361 (фрагменты) Доклады: 1. Основные черты моно- и поли-стилистической культуры. Механизмы формирования многообразия стилей (субкультур). Источник: Ионин Л.Г. Культура на переломе // Социологические исследования. 1995. № 2. 2. а) Какие значимые имена, места, события являются наиболее важными для идентичности россиян (российской идентичности)? б) Почему те или иные имена становятся значимыми для разных субкультур? (проиллюстрируйте на примерах: Ю. Гагарин в современном кино и музыке, Че Гевара, И.В. Сталин…) Источники: используйте материалы сайтов и форумов, посвященных проектам «Имя Россия» (и возникшим альтернативным рейтингам) (http://www.nameofrussia.ru, http://nameofrussia.org) и другим подобным. По данной теме может быть сделано несколько сообщений, с продолжением обсуждения на следующем семинаре. 3. Какие механизмы культуры обеспечивают ее воспроизводство. В чем проявляется кризис современной культуры?
24.03, 05.04. 220л + 223л 12.10-13.30 ауд. 503 (проверяйте по объявлениям) Семинар 7. Личность и идентичность 1. Личность и ее социальная структура. 2. Социализация и ее этапы. 3. Идентичность личности и ее конструирование. Как индивид представляет себя другим? Разделяете ли вы идеи драматургического подхода И. Гофмана? 4. Множественная идентичность в современных обществах и ее обозначение. Практическое задание и тема для дискуссии Можно подготовить сообщения, в продолжение темы Семинара 6 «Какие значимые имена, места, события являются наиболее важными для идентичности россиян?». Проанализировать на основе собственных наблюдений способы конструирования идентичности и построения жизненного проекта современной российской молодежью. Основная литература Гидденс Э. Социология. М., 1999 и др. изд. Глава 3.
31.03, 09.04. Семинар 8. Социальная стратификация и мобильность 1. Основания социальной стратификации 2. Виды социальной стратификации 3. Социальная мобильность и ее виды (П.А. Сорокин) 4. Социальная стратификация и мобильность в российском обществе на современном этапе. Тема для дискуссии: Средний класс в современной России: критерии выделения, каналы рекрутирования, социальная роль. Основная литература Для подготовки к дискуссии: Бокарева Н. Эксперты развеяли мифы о российском среднем классе // http://news.mail.ru/society/1652658/ Для подготовки к дискуссии: Шкаратан О.И., Инясевский С.А. Социально-экономическое положение профессионалов и менеджеров // Социологические исследования. 2006. № 10, 12. Скачать Часть 1, Скачать Часть 2 07.04, 16.04. Семинар 9. Коммуникация и массовая коммуникация 1. Понятие массовой коммуникации. Сообщение, информация и средства коммуникации. 2. Функции, явные и латентные, и дисфункции коммуникации в трактовке П. Лазерсфельда и Р. Мертона. 3. Механизм массовой коммуникации: структура, законы распространения мнений. 4. Мифы и приемы СМИ. Практическое задание: Проанализировать механизмы функционирования и мифы СМИ на примере текущих массовых изданий. Основная литература 3. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. М., 1980. С.
25-49. 14.04, 21.04 220л 10.30-11.50 ауд. 704, 223л 13.40-15.00 ауд. 704
Контрольная работа 2 Семинар 10. Социальные институты 1. Понятие социального института: функциональный подход. Связь общественных потребностей, функций и институтов. 2. Анализ социальных институтов (институций) в Чикагской школе. Институт как «действующее предприятие». 3. Ч. Хьюз о «незаконнорожденных институтах». 4. Основные социальные институты в современных обществах с социологической точки зрения. 5. Этнографический подход к понятию «институт» - повторяющиеся и устойчивые социальные практики.
Тема для дискуссии: Какие социальные практики характерны в нашем обществе для таких институтов как семья, университет? Как они влияют на характер функционирования, легальность и легитимность институтов? Основная литература Хьюз Э.Ч. Экологический аспект институтов // Личность. Культура. Общество. 2009. Т. 11. Вып. 2. Хьюз Э.Ч. Незаконнорожденные институты // Личность. Культура. Общество. 2009. Т. 11. Вып. 3. |
Copyright Сообщество профессиональных социологов (СоПСо) © 2024 |