Курс «СОЦИОЛОГИЯ» для студентов, обучающихся на 2-м курсе
Преподаватели:
Лектор: Сорвин Кирилл Валентинович, к. филос. н., доцент кафедры общей социологии ГУ-ВШЭ
Семинары: Наталия Кирилловна Иконникова, к. соц. наук, доцент кафедры общей социологии ГУ-ВШЭ.
Продолжительность курса: 3 и 4 модули.
Суммарный балл определяется по формуле:
- Wсеминары (активная работа) = 0,25,
- Wтекущий контроль (контрольная работа № 1) = 0,20.
- Wконтрольная работа № 2 = 0,25.
- Wэссе и экзамен = 0,30,
СРОК СДАЧИ ЭССЕ: 4-Й МОДУЛЬ
Скачать темы и указания к эссе
Срок сдачи эссе в электронном виде 12 апреля 2010 г
на электронный ардес n.k.ikonnikova@yandex.ru
Бумажный вариант эссе ОБЯЗАТЕЛЬНО приносится на экзамен
Основные учебники:
скачать Э.Гидденс "Социология"
Для подготовки к семинарским занятиям (и экзамену)
ЧТЕНИЕ РЕКОМЕНДОВАННЫХ ТЕКСТОВ классических и современных социологических работ ОБЯЗАТЕЛЬНО
Скачать темы и вопросы семинаров, модуль 3
Темы и вопросы семинаров модуль 4:
17.03, 19.03
Семинар 6. Культура и повседневность. Культурная идентичность
1. Культура и культуры. Этнографический и культурный поворот в социологии. Основные понятия, описывающие культуру с точки зрения социологии.
2. Уровни и типы культуры, соотношение типа культуры и типа общества (по Э. Гидденсу). Типология культур по М. Мид.
3. Культурное наследование и культурные изменения, их механизмы.
4. Культурная идентичность, ее значение для общества в целом, для группы, для индивида.
5. Повседневная культура, ее соотношение с потребительской культурой, массовой культурой, бытом, досугом.
Основная литература
Гидденс Э. Социология. М., 1999 и др. изд. Глава 2.
Мид М. Культура и мир детства. М., 1983. С. 322-361 (фрагменты)
Доклады:
1. Основные черты моно- и поли-стилистической культуры. Механизмы формирования многообразия стилей (субкультур).
Источник: Ионин Л.Г. Культура на переломе // Социологические исследования. 1995. № 2.
2. а) Какие значимые имена, места, события являются наиболее важными для идентичности россиян (российской идентичности)?
б) Почему те или иные имена становятся значимыми для разных субкультур? (проиллюстрируйте на примерах: Ю. Гагарин в современном кино и музыке, Че Гевара, И.В. Сталин…)
Источники: используйте материалы сайтов и форумов, посвященных проектам «Имя Россия» (и возникшим альтернативным рейтингам) (http://www.nameofrussia.ru, http://nameofrussia.org) и другим подобным. По данной теме может быть сделано несколько сообщений, с продолжением обсуждения на следующем семинаре.
3. Какие механизмы культуры обеспечивают ее воспроизводство. В чем проявляется кризис современной культуры?
24.03, 05.04.
220л + 223л 12.10-13.30 ауд. 503 (проверяйте по объявлениям)
Семинар 7. Личность и идентичность
1. Личность и ее социальная структура.
2. Социализация и ее этапы.
3. Идентичность личности и ее конструирование. Как индивид представляет себя другим? Разделяете ли вы идеи драматургического подхода И. Гофмана?
4. Множественная идентичность в современных обществах и ее обозначение.
Практическое задание и тема для дискуссии
Можно подготовить сообщения, в продолжение темы Семинара 6 «Какие значимые имена, места, события являются наиболее важными для идентичности россиян?».
Проанализировать на основе собственных наблюдений способы конструирования идентичности и построения жизненного проекта современной российской молодежью.
Основная литература
Гидденс Э. Социология. М., 1999 и др. изд. Глава 3.
31.03, 09.04.
Семинар 8. Социальная стратификация и мобильность
1. Основания социальной стратификации
2. Виды социальной стратификации
3. Социальная мобильность и ее виды (П.А. Сорокин)
4. Социальная стратификация и мобильность в российском обществе на современном этапе.
Тема для дискуссии: Средний класс в современной России: критерии выделения, каналы рекрутирования, социальная роль.
Основная литература
Для подготовки к дискуссии: Бокарева Н. Эксперты развеяли мифы о российском среднем классе // http://news.mail.ru/society/1652658/
Для подготовки к дискуссии: Шкаратан О.И., Инясевский С.А. Социально-экономическое положение профессионалов и менеджеров // Социологические исследования. 2006. № 10, 12. Скачать Часть 1, Скачать Часть 2
07.04, 16.04.
Семинар 9. Коммуникация и массовая коммуникация
1. Понятие массовой коммуникации. Сообщение, информация и средства коммуникации.
2. Функции, явные и латентные, и дисфункции коммуникации в трактовке П. Лазерсфельда и Р. Мертона.
3. Механизм массовой коммуникации: структура, законы распространения мнений.
4. Мифы и приемы СМИ.
Практическое задание: Проанализировать механизмы функционирования и мифы СМИ на примере текущих массовых изданий.
Основная литература
3. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. М., 1980. С.
25-49.
14.04, 21.04
220л 10.30-11.50 ауд. 704, 223л 13.40-15.00 ауд. 704
Контрольная работа 2
Семинар 10. Социальные институты
1. Понятие социального института: функциональный подход. Связь общественных потребностей, функций и институтов.
2. Анализ социальных институтов (институций) в Чикагской школе. Институт как «действующее предприятие».
3. Ч. Хьюз о «незаконнорожденных институтах».
4. Основные социальные институты в современных обществах с социологической точки зрения.
5. Этнографический подход к понятию «институт» - повторяющиеся и устойчивые социальные практики.
Тема для дискуссии: Какие социальные практики характерны в нашем обществе для таких институтов как семья, университет? Как они влияют на характер функционирования,
легальность и легитимность институтов?
Основная литература
Хьюз Э.Ч. Экологический аспект институтов // Личность. Культура. Общество. 2009. Т. 11. Вып. 2.
Хьюз Э.Ч. Незаконнорожденные институты // Личность. Культура. Общество. 2009. Т. 11. Вып. 3.