=У Ч Е Б Н Ы Й  П О Р Т А Л=




ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ
ОБЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ
 
Социология (отд.логистики) Сорвин К.В., Иконникова Н.К.

  

Форма входа

Меню сайта

Поиск

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

За окном

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Приветствую Вас, Гость · RSS 27.04.2024, 16:08




Курс «СОЦИОЛОГИЯ» для студентов, обучающихся на 2-м курсе

отделения логистики факультета менеджмента ГУ-ВШЭ  

Преподаватели:

Лектор: Сорвин Кирилл Валентинович, к. филос. н., доцент кафедры общей социологии ГУ-ВШЭ

Семинары: Наталия Кирилловна Иконникова, к. соц. наук, доцент кафедры общей социологии ГУ-ВШЭ.

Продолжительность курса: 3 и 4 модули. 


Суммарный балл определяется по формуле: 

  • Wсеминары (активная работа) = 0,25,  
  •  Wтекущий контроль (контрольная работа № 1) = 0,20.   
  •  Wконтрольная работа № 2  = 0,25.   
  • Wэссе и экзамен = 0,30,


СРОК СДАЧИ ЭССЕ: 4-Й МОДУЛЬ

Скачать темы и указания к эссе


Срок сдачи эссе в электронном виде 12 апреля 2010 г
на электронный ардес n.k.ikonnikova@yandex.ru

Бумажный вариант эссе ОБЯЗАТЕЛЬНО приносится на экзамен



Основные учебники:

скачать Сорвин К.В., Сусоколов А.А. Человек в обществе. Система социологических понятий в кратком изложении., 2005

скачать Э.Гидденс "Социология" 






Для подготовки к семинарским занятиям (и экзамену)
ЧТЕНИЕ РЕКОМЕНДОВАННЫХ ТЕКСТОВ классических и современных социологических работ ОБЯЗАТЕЛЬНО 


Скачать темы и вопросы семинаров, модуль 3


Темы и вопросы семинаров модуль 4:


     17.03, 19.03

Семинар 6. Культура и повседневность. Культурная идентичность

1.      Культура и культуры. Этнографический и культурный поворот в социологии. Основные понятия, описывающие культуру с точки зрения социологии.

2.      Уровни и типы культуры, соотношение типа культуры и типа общества (по Э. Гидденсу). Типология культур по М. Мид.

3.      Культурное наследование и культурные изменения, их механизмы.

4.      Культурная идентичность, ее значение для общества в целом, для группы, для индивида.

5.      Повседневная культура, ее соотношение с потребительской культурой, массовой культурой, бытом, досугом.


Основная литература

Гидденс Э. Социология. М., 1999 и др. изд. Глава 2.

Мид М. Культура и мир детства. М., 1983. С. 322-361 (фрагменты)


Доклады:

1.      Основные черты моно- и поли-стилистической культуры. Механизмы формирования многообразия стилей (субкультур).

Источник: Ионин Л.Г. Культура на переломе // Социологические исследования. 1995. № 2.


2.      а) Какие значимые имена, места, события являются наиболее важными для идентичности россиян (российской идентичности)?

     б) Почему те или иные имена становятся значимыми для разных субкультур? (проиллюстрируйте на примерах: Ю. Гагарин в современном кино и музыке, Че Гевара, И.В. Сталин…)

Источники: используйте материалы сайтов и форумов, посвященных проектам «Имя Россия» (и возникшим альтернативным рейтингам) (http://www.nameofrussia.ru, http://nameofrussia.org) и другим подобным. По данной теме может быть сделано несколько сообщений, с продолжением обсуждения на следующем семинаре.


3.      Какие механизмы культуры обеспечивают ее воспроизводство. В чем проявляется кризис современной культуры?

Источник: Дубин Б. Другая история: культура как система воспроизводства // Отечественные записки. 2005. № 4 (25). 



24.03, 05.04.

220л + 223л 12.10-13.30 ауд. 503 (проверяйте по объявлениям)

Семинар 7. Личность и идентичность

1.      Личность и ее социальная структура.

2.      Социализация и ее этапы.

3.      Идентичность личности и ее конструирование. Как индивид представляет себя другим? Разделяете ли вы идеи драматургического подхода И. Гофмана?

4.      Множественная идентичность в современных обществах и ее обозначение.



Практическое задание и тема для дискуссии

Можно подготовить сообщения, в продолжение темы Семинара 6 «Какие значимые имена, места, события являются наиболее важными для идентичности россиян?».

Проанализировать на основе собственных наблюдений способы конструирования идентичности и построения жизненного проекта современной российской молодежью.


Основная литература

Гидденс Э. Социология. М., 1999 и др. изд. Глава 3.

Гофман И. Исполнения // Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М., 2000. С. 49-84. 




31.03, 09.04.

Семинар 8. Социальная стратификация и мобильность

1.      Основания социальной стратификации

2.      Виды социальной стратификации

3.      Социальная мобильность и ее виды (П.А. Сорокин)

4.      Социальная стратификация и мобильность в российском обществе на современном этапе.


Тема для дискуссии: Средний класс в современной России: критерии выделения, каналы рекрутирования, социальная роль.


Основная литература

Сорокин П.А. Социальная мобильность, ее формы и флуктуации // Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 373-392.

Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация: Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 1996. С. 222-244, 265-282, 287-298.

Для подготовки к дискуссии: Бокарева Н. Эксперты развеяли мифы о российском среднем классе // http://news.mail.ru/society/1652658/

Для подготовки к дискуссии: Шкаратан О.И., Инясевский С.А. Социально-экономическое положение профессионалов и менеджеров // Социологические исследования. 2006. № 10, 12. Скачать Часть 1, Скачать Часть 2



07.04, 16.04.

Семинар 9. Коммуникация и массовая коммуникация

1.      Понятие массовой коммуникации. Сообщение, информация и средства коммуникации.

2.      Функции, явные и латентные, и дисфункции коммуникации в трактовке П. Лазерсфельда и Р. Мертона.

3.      Механизм массовой коммуникации: структура, законы распространения мнений.

4.      Мифы и приемы СМИ.


Практическое задание: Проанализировать механизмы функционирования и мифы СМИ на примере текущих массовых изданий.


Основная литература

1. Лазарсфельд П., Мертон Р. Массовая коммуникация, массовые вкусы и организованное социальное действие: Пер. с англ. // Макаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире. М: Аспект-пресс, 2000. (см. электронную библ. к курсу). 

2. Мертон Р. Явные и латентные функции // Американская социологическая мысль: тексты. М., 1994. С. 379-480. 

3. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. М., 1980. С. 25-49. 





14.04, 21.04

220л 10.30-11.50 ауд. 704, 223л 13.40-15.00 ауд. 704


Контрольная работа 2



Семинар 10. Социальные институты

1.      Понятие социального института: функциональный подход. Связь общественных потребностей, функций и институтов.

2.      Анализ социальных институтов (институций) в Чикагской школе. Институт как «действующее предприятие».

3.      Ч. Хьюз о «незаконнорожденных институтах».

4.      Основные социальные институты в современных обществах с социологической точки зрения.

5.      Этнографический подход к понятию «институт» - повторяющиеся и устойчивые социальные практики.

Тема для дискуссии: Какие социальные практики характерны в нашем обществе для таких институтов как семья, университет? Как они влияют на характер функционирования,

легальность и легитимность институтов?

Основная литература

Хьюз Э.Ч. Экологический аспект институтов // Личность. Культура. Общество. 2009. Т. 11. Вып. 2. 

Хьюз Э.Ч. Незаконнорожденные институты // Личность. Культура. Общество. 2009. Т. 11. Вып. 3.

Гофман А.Б. Похвала очереди, или о социальных функциях упорядоченного ожидания потребительских благ // Гофман А.Б. Классическое и современное: Этюды по истории и теории социологии. М., 2003. С. 748-756. 




Copyright Сообщество профессиональных социологов (СоПСо) © 2024