Личность. Культура. Общество. 2008. Том X. Вып. 5-6 (44-45). С. 99-113
В.Г. Николаев
РОБЕРТ РЕДФИЛД И ЕГО КОНЦЕПЦИЯ «НАРОДНОГО ОБЩЕСТВА»
В КОНТЕКСТЕ ЧИКАГСКОЙ СОЦИАЛЬНО-НАУЧНОЙ ТРАДИЦИИ
Хотя труды Роберта Редфилда сегодня мало кто читает, имя его известно каждому, кто хотя бы немного знаком с историей социальной и культурной антропологии. Он принадлежит к поколению антропологов, во многом определившему тот облик, который эта наука имеет сегодня. Вклад Редфилда, как и многих его коллег-современников, далеко не исчерпывается теми конкретными идеями и концептуальными схемами, которые были предложены им в конкретных тематических областях и фигурируют сегодня в словарях, учебниках и исторических обзорах, находимых в статьях и монографиях. Вклад этот еще и конститутивен для дисциплины, рассеян в ее сегодняшнем «здравом смысле». Уже хотя бы поэтому труды этого ученого заслуживают ретроспективного обращения.
Роберт Редфилд родился 4 декабря 1897 г. неподалеку от Чикаго, в семье видного местного адвоката и дочери датского консула. Семья жила в Чикаго, и весь жизненный путь Редфилда был теснейшим образом связан с Чикагским университетом. В 1915 г. он окончил школу при университете, потом поступил в действующую при нем юридическую школу, пойдя тем самым по профессиональной стезе отца. В 1920 г. он получил степень бакалавра (с отличием), в 1921 г. – степень доктор юриспруденции. После этого занимался юридической практикой, но недолго. Все решительно поменялось после краткой поездки в Мексику в 1923 г. Увиденное там настолько вдохновило Редфилда, что он, вернувшись домой, решил оставить право и в 1924 г. еще раз поступил в Чикагский университет, на этот раз на факультет социологии и антропологии. Факультет в это время входил в зенит своей славы: чикагская социология почти безраздельно доминировала в США, в Чикаго уже развертывалась программа городских исследований, оставившая нам целую серию теперь уже классических монографий. Редфилд «принадлежал к той группе студентов, которые сидели на семинарах Роберта Э. Парка, Фей-Купера Коула, Элсуорта Фэриса, Эдварда Сепира и Джорджа Г. Мида. Среди тех, с кем он учился, были… Луис Вирт… Эйлер Н. Симпсон… Лесли Уайт… и Герберт Блумер». На факультете практиковалось соединение теоретической работы с полевыми исследованиями в городе: Редфилд изучал чикагские общины сицилийцев и мексиканцев. Уже в это время проявилось своеобразие подхода Редфилда к антропологии, состоявшее в игнорировании границ между разными дисциплинами и стремлении работать сразу в нескольких дисциплинарных полях. Эта же черта была в полной мере присуща чикагским социологам поколения Парка, Бёрджесса и их учеников. Чикагский университет в то время был уникальной питательной средой для междисциплинарных исследовательских ориентаций. Большое влияние на формирование Редфилда как ученого оказали Ф.-К. Коул и Роберт Парк, особенно последний, с которым он регулярно общался и на дочери которого, Маргарет, был женат. Ближайшими друзьями Редфилдов (и Парков) были на протяжении многих лет супруги Хьюзы, Эверетт и Хелен, социологи, ученики Парка (первый – любимый ученик); эти три семьи интеллектуалов были связаны не просто дружескими, а почти (или прямо) родственными отношениями. Эта связь, заключавшая в себе постоянный и плотный интеллектуальный взаимообмен, важна для понимания более широкого контекста, в котором нужно рассматривать идеи и исследования Редфилда. Главными референтными фигурами в профессиональной карьере были для Редфилда вовсе не отцы американской культурной антропологии, а социологи. Его антропология – скорее социальная, а не культурная. И это сильно отличает Редфилда от его американских коллег-современников, имеющих иные интеллектуальные корни.
Отрыв от узкодисциплинарных антропологических привычек и погруженность в контекст чикагской социологии сказались на выборе Редфилдом объектов для проведения полевой работы. В отличие от коллег, практиковавших выбор какого-нибудь не занятого другими островка «примитивного общества», как можно более не затронутого влияниями современности, Редфилд выбрал места, этим влиянием основательно затронутые: Мексику и Гватемалу. В 1926 г. он предпринял поездку в Мексику, уже как сотрудник Совета по социально-научным исследованиям, для проведения полевых исследований на Юкатане. Эти исследования легли в основу его докторской диссертации, защищенной в 1928 г. в Чикагском университете; в 1930 г. эта работа была издана в виде монографии «Тепоцтлан, мексиканская деревня: исследование народной жизни». В 1930-1943 гг. при поддержке института Карнеги проводились интенсивные этнологические и социологические полевые исследования на Юкатане и в Гватемале, и Редфилд руководил этой исследовательской программой. Как полевой исследователь Редфилд работал на Юкатане; в гватемальских исследованиях его участие ограничивалось в основном руководством и координацией. В 1948 г. Редфилд предпринял еще одну поездку на Юкатан, в деревню Чан Ком, которую исследовал ранее, для изучения изменений, произошедших с ней за истекший период.
|