ФЕОДАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ КОНСТРУКЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: СЛУЧАЙ РЕГИСТРАЦИИ
Регистрация: Феодальные социальные конструкции в современной России // Россия и современный мир. 2001. № 2. С. 90-105.
В. Г. Николаев ФЕОДАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ КОНСТРУКЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: СЛУЧАЙ РЕГИСТРАЦИИ
«И вот эта вот борьба, всякие атаки на правительство города потому, чтобы мы отказались от регистрации, чтобы мы перешли в такое амебное, хаотическое состояние». Ю. М. Лужков [1, c. 6]
Связь власти и территории — проблема, широко дискутируемая в современной социальной науке, в социологии, антропологии, социальной истории, изучении национализма и т. д. Установлено, что эта связь исторически изменчива и может принимать разные формы. Сегодняшняя Россия, в которой относительно мирно сосуществуют элементы всех социальных укладов — от натурального хозяйства до компьютерных сетей — и соответствующие формы организации жизни, дает богатый материал по данной проблеме, практически не затронутый социальными исследованиями. В этом очерке мы рассмотрим частный случай связи между территорией и властью, устанавливаемый институтом регистрации (прописки), поддерживаемый этим институтом и находящий в нем открытое и доступное наблюдению выражение. Общая теоретическая модель, на которую мы будем здесь опираться, может быть представлена в виде нескольких основных положений: (1) Пребывание человека как живого существа и как физического тела на той или иной «территории» (т. е. в разных местах физического, географического пространства земной поверхности) регулируется определенными социальными установлениями, в соответствии с которыми оно может социально определяться (или оцениваться) как санкционированное (законное) или несанкционированное (незаконное), и эта оценка как «социальный факт» обладает «принудительной силой». (2) В нормальном случае любая «территория» как некая совокупность гомогенных мест подчинена определенной «юрисдикции» и устанавливается этой «юрисдикцией» . Это сумма мест, связь которых определяется властью, семантически определяющей и помечающей эти места как «свои» и действенно подтверждающей эту принадлежность осуществлением над всей совокупностью этих мест указанной «юрисдикции». Частью этой «юрисдикции» являются процедуры оценивания физического пребывания людей на соответствующей «территории» как законного/незаконного. Это оценивание осуществляется либо непосредственным носителем власти, либо лицами и/или группами лиц, которым делегирована соответствующая функция власти. (3) Оценка телесного пребывания человека на «территории», подчиненной некой «юрисдикции», как законного или незаконного устанавливает дифференциацию обязанностей и прав для первого и второго случаев. (4) Оценка пребывания человека на той или иной территории как незаконного может иметь следствием выдворение его за ее пределы, но не обязательно. Возможен переход из состояния незаконного пребывания в состояние законного пребывания, и этот переход регулируется определенными установлениями власти, осуществляющей «юрисдикцию» над данной территорией. Эти установления в большей или меньшей степени делают территорию закрытой, ограничивают законный доступ на нее, т.е. предполагают возможность отказа претенденту в таком доступе. Ограничение доступа — одна из важных функций власти, распоряжающейся правом легализации физического пребывания лиц на территории, находящейся под ее юрисдикцией, как своим ресурсом. Эффективность осуществления этой функции — одно из важных внешних подтверждений «нефиктивности» власти, которая без таких внешних подтверждений остается неосязаемой, аморфной и в крайнем случае вообще теряет свою способность принуждать. (5) Подчиняясь, добровольно или помимо собственной воли, указанным установлениям, человек подчиняется власти, от которой они исходят, и производит тем самым внешний знак ее действенности. Неподчинение им — неподчинение власти. (6) Осуществляя регулирование доступа на подконтрольную территорию и физического пребывания на ней, власть утверждает и подтверждает саму себя. Осуществление этой функции для лиц, носителей власти, — один из способов самоутверждения, один из способов удостоверения в том, что они эту власть все еще носят. (7) Отсутствие внешнего регулирования этой функции власти делает власть, по крайней мере частично, «суверенной». Эти утверждения, ввиду отсутствия места неизбежно схематичные, будут служить общей концептуальной рамкой для дальнейших рассуждений. Институт регистрации по месту жительства можно рассматривать как частный случай регулирования доступа индивидов на территорию и пребывания на ней. Это основной действенный механизм регулирования пространственного перемещения и местонахождения людей в современной России (а ранее в СССР, где он именовался «пропиской»; это название до сих пор широко используется). Вводные замечания. В Конституции РФ устанавливается, что граждане РФ имеют «свободу передвижения» в пределах страны; единственным условием пользования этой «свободой» является российское гражданство. Фактически это положение Конституции имеет силу лишь в «конечной смысловой области» юридических фикций; оно лишено «принудительного характера» и не может быть отнесено к категории «социальных фактов» кроме как в том смысле, что оно существует в виде печатного юридического текста. В обществе на данный момент отсутствуют лица, группы и/или организации, способные действенно придать этой правовой норме «принудительный характер». Фактическим приоритетом над этой конституционной нормой обладают правила регистрации по месту жительства, определяющие существующий «порядок» передвижения и местопребывания граждан РФ на территории РФ: человек, прибывший в то или иное «место», относящееся к этой территории, обязан зарегистрироваться по месту своего пребывания. Выполнение процедуры регистрации осуществляется специальными органами: «паспортными столами». Процедура предполагает подачу просителем заявления с просьбой «зарегистрировать» его в таком-то и таком-то месте; к прошению должен быть приложен ряд сопроводительных документов, призванных подтвердить наличие у просителя права претендовать на удовлетворение его просьбы. «Паспортные столы» имеют право отказать претенденту. В случае предоставления разрешения устанавливается срок (продолжительность) законного пребывания человека в соответствующем месте на территории страны; по истечении этого срока его пребывание в данном месте автоматически становится незаконным, в связи с чем он обязан вновь пройти эту процедуру. Эти требования, предъявляемые к поведению гражданина РФ, обладают «принудительной силой»: в случае их несоблюдения и выявления факта несоблюдения уполномоченными представителями власти нарушитель может быть подвергнут реальным и вполне ощутимым наказательным санкциям как официального, так и неофициального характера (задержанию и уводу в отделение милиции, штрафу, выдворению и др.). Эти наказательные санкции могут применяться как к гражданам РФ, так и к иностранцам; вероятность применения неофициальных санкций, не предусмотренных установлениями правового характера, в отношении граждан РФ, видимо, выше, чем в отношении граждан других государств . Перейдем теперь к анализу института регистрации/прописки...